Home > Для безопасности ребёнка > В воспитании мелочей не бывает

В воспитании мелочей не бывает

  • 0
  • 0
  • 487

Ни для кого не секрет, что подростки – народ вспыльчивый, ранимый, а отсюда – конфликтный. Ссоры между родителями и детьми становятся не редкостью.

Как быть? Вот несколько советов для родителей на каждый день:



Табу на «бурный поток»
* Родители не должны злоупотреблять словом. Если ребёнку, подростку постоянно читают нотации, дают наставления по любому поводу, слово теряет воспитательную силу. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте. Необходимо дать возможность внутренне переработать смысл слова (вспомните о "законе паузы", её воздействии на окружающих); постоянный, почти без перерыва речевой "поток" этой переработке препятствует, процессы, которые должны происходить в психике вслед за услышанным и понятым словом, подавляются.

О пользе паузы
* Известно, что если взрослые всё время говорят и говорят, обращаясь к грудному ребенку, не делая паузы, не дожидаясь его реакции, то собственная речь у ребёнка развивается плохо. Нечто подобное происходит и с подросшим ребёнком, которого постоянно одёргивают: он теряет способность реагировать на обращенные к нему слова. Они становятся пустым звукосочетанием, содержащаяся в них информация остаётся на поверхности и независимо от её содержания не затрагивает глубоко. А значит, и не имеет воспитательного значения. Помните, диалог всегда продуктивнее монолога. Кроме того, вам не придётся сетовать: «В одно ухо влетает, в другое - вылетает».

Интонация!..
* Речь взрослых порой бывает эмоционально совершенно бесцветной: всё произносится на одной ноте, без смены интонаций - это препятствует восприятию и усвоению её содержания. Такая речь не способна оказывать влияние на эмоциональную сферу, что необходимо для воспитания. Напротив, передаваемая в яркой эмоциональной форме информация сразу же получает внутреннюю оценку воспринявшего её человека, причём сама эмоциональная форма подсказывает её характер.

Тоном ниже
* Нередко взрослые привыкают, обращаясь к ребёнку, подростку, юноше или девушке, говорить на повышенных тонах, причём как с поводом, так и без повода. В результате такая речь тоже теряет эффективность: происходит привыкание, она попросту не воспринимается, т. к. исчерпан резерв эмоционального воздействия. Следует иметь в виду: речь тогда оказывает воздействие, когда она построена на эмоциональных контрастах и изменении интенсивности тона.