Home > Для безопасности ребёнка > Работа над ошибками

Работа над ошибками

  • 0
  • 0
  • 420

Употребление наркотических веществ ребёнком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами.

Разумеется, не сознательно, но разве от этого легче, если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитании расплачиваются наши собственные дети?

 

Ошибка №1 - дефицит внимания к ребёнку в семье.  Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый  ребёнок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

Ошибка №2 - психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой. Там, где господствует жёсткая регламентация, где всё определяется наставлениями и инструкциями, не остаётся места для нравственности. Поскольку нравственность в основе своей предполагает, прежде всего, свободу выбора, направления и способов действия.

Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даём им жить. Мы попираем, нару­шаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфан­тильности, несамостоятельности, личностной несостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти...

Чем    опасна    гиперопека? У ребёнка не формируются и не закрепляются  навыки самоконтроля    и саморегуляции. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в   своём поведении. Этим можно объяснить, когда отличник, послушный сын заботливых родителей   вдруг оказывался вовле­чённым в противоправные действия, включая употребление наркотиче­ских веществ.

Необходимо помнить, что искусственно сдерживаемая путём запре­тов активность ребёнка, подростка всё равно найдёт какой-либо выход. И если все разумные и полезные направления для этой активности пере­крыты, то выход её будет неожиданным и неблагоприятным. Иначе быть не может. Поэтому, по каким-либо причинам ограничивая детей в той или иной деятельности, необходимо одновременно дать им возможность проявить себя в чём-то другом, интересном и полезном для них.

Работа над ошибками начинается с понимания, осознания собственной неправоты и неправомерности своих действий. Важно понять,  что:

  • ограничиваемый в своей активности ребёнок не приобретает собственного жизненного опыта;
  • не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет;
  • что можно делать, а чего следует избегать.

Ошибка №3 – родительская авторитарность. Как избежать искушения авторитарностью?

Кто из нас безгрешен? Кто с высоты своего положения родителя, учителя не требовал от подростка безусловного подчинения, признания своей правоты во всех ситуациях, даже при разногласиях? Подумайте, чем оплачена такая «победа»? Испугайтесь, что этим самым вы, может быть, перечёркиваете атмосферу взаимопонима­ния, доверия! Научитесь отличать авторитетность (когда ребёнок, уважая вас, согласится с вашим мнением), от авторитарности (когда вы попросту подавляете его инициативу, ломая ему жизнь).

Поймите, что безусловное подчинение, которого вы добиваетесь, подав­ляет способность человека к самостоятельному анализу жизненных ситуаций, возможность самому разобраться в поведении и личностных качествах других людей, программирует ситуационность поведения и подчиняет случайным мне­ниям. В итоге - препятствует выработке собственной позиции, решению выбора, умению сказать «Нет», в том числе и на предложение попробо­вать наркотик.